Future Skills Team Challenge – новый успешный эксперимент Ворлдскиллс Россия

6 августа в рамках интенсива «Архипелаг 2121» завершились первые соревнования Future Skills Team Challenge для команд вузов, организованные Ворлдскиллс Россия при поддержке технологического партнера «1С». Челлендж проходил на базе компетенции «Цифровые возможности для бизнеса» (Digital Capabilities for Business).

В течение двух дней команды из 15 российских вузов решали задачи по автоматизации и оптимизации бизнес-процессов путем внедрения ИТ-решений. Конкурсное задание заключалось в разработке автоматизированного модуля электронного расписания для своего университета, цель которого – облегчить проведение дистанционного обучения. Также в рамках соревнований студенты разрабатывали мобильное приложение, с помощью которого осуществляется распознавание учащихся на занятиях.

На сегодняшний день подобные цифровые продукты невозможно создать в одиночку – требуется командная работа нескольких специалистов, которые, объединив свои «жесткие» навыки и применив для эффективной коммуникации как внутри команды, так и при взаимодействии с заказчиком «мягкие» навыки, будут способны достичь результата.

«Future Skills Team Challenge – это эксперимент для вузов, основанный на автоматизации и цифровизации любых процессов, в рамках которого участники решают реальную задачу. На сегодняшний день типовых задач становится все меньше, а кастомизированных под потребителя – больше. Это требует от человека умения подобрать инструментарий, продать свой продукт, сконструировать не только его изготовление, но и технологии изготовления и конечный результат так, чтобы продукт приносил максимальное удовлетворение клиенту и максимальную потребительскую стоимость, – говорит Роберт Уразов, генеральный директор Ворлдскиллс Россия. – Именно поэтому формат челленджа сильно отличается от того, что мы привыкли видеть на соревнованиях Ворлдскиллс, так как одним из блоков задания является подбор конечного решения, подбор образа продукта, который купит потребитель. Развитие такого формата в рамках учебного процесса позволит студенту выходить не с дипломом и курсовой работой, а с практически выполненным готовым кейсом. Кроме того, такой формат позволяет повысить мотивацию студентов к получению новых знаний и обучению в университете. Неопределенность и разнообразие мира повышаются с каждым днем, и если мы не будем это учитывать, то ребята, которые выпускаются из университетов и колледжей, не смогут быть успешными на рынке труда».

Механика оценки участников была сосредоточена на трех составляющих. Основной фокус – оценка разработанного цифрового продукта, которую проводили эксперты-преподаватели вузов. Второй фокус включал наблюдение за командой и оценку ее способности к эффективному взаимодействию с последующей обратной связью. Третьим аспектом оценки стало дополнительное задание, связанное с презентацией продукта руководству вуза и согласованием плана его дальнейшего развития.

Призовые места распределились между 4 вузами: 1-е место разделили Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения (ГУАП) и Политехнический колледж НовГУ, 2-е место занял Юго-Западный государственный университет, 3-е место – Ивановский государственный университет.

«В реальной жизни сложную интересную технологическую задачу в одиночку решить невозможно. Нужны специалисты, с одной стороны с достаточно узкими навыками, но в то же время важна позиция лидера, позиция интегратора, того, кто может из этих узких технологий собрать работающее решение, предложить, продать и согласовать его с заказчиком – этот процесс мы заложили в основу прошедшего соревнования, – подчеркнула Екатерина Лошкарева, заместитель генерального директора Ворлдскиллс Россия по исследованиям, разработкам и развитию образовательных организаций, член совета директоров WorldSkills International. – Важным выводом для нас стало понимание того, что в условиях быстроменяющегося мира важно продолжать вести практичную R&D-работу совместно с экспертами, участниками и командами, учиться и рефлексировать, выявлять наиболее подходящие форматы для колледжей и вузов. Поддержка компании “1С” показывает, что компаниям нужны специалисты, которые обладают этими навыками и способны разрабатывать интегральные решения. Мы будем совершенствовать механику Future Skills Team Challenge в рамках Digital Skills и межвузовского чемпионата, чтобы к концу года у нас был готовый и апробированный формат».

Результаты Future Skills Team Challenge дали возможность оценить уровень каждого вуза в области подготовки по компетенциям Future Skills как в части работы с перспективными технологиями, так и в части организации командой работы, коммуникаций, предпринимательского мышления. Участники соревнования получили подробную оценку своих компетенций на основе методологии Ворлдскиллс, а университет – оценку готовности своих студентов к деятельности в цифровом мире.